Если вы хотите провести диагностику, удалить катализатор или сделать его оперативную замену в Одессе, наша компания поможет вам в этом. Посмотреть стоимость предлагаемых нами услуг можно в Прайс-листе.
Принцип работы каталитического нейтрализатора
Второе название катализатора — каталитический нейтрализатор. Катализаторы впервые стали внедрять в машины с появлением норм токсичности EURO2. Они предназначены для обезвреживания опасных веществ, входящих в состав отработанных газов. Чаще всего в авто устанавливаются сразу два нейтрализатора. Первый находится возле выпускного коллектора (предкатализатор). В его полости находится сетка с большим числом вытянутых каналов. Второй, он же основной катализатор, располагают недалеко от глушителя. Внутри него также содержится сетка.
Чем позднее выпущено транспортное средство, тем выше предъявляются к нему стандарты норм токсичности. Соответственно, в таких автомобилях в сетке количество ячеек больше.
Сверху сетчатого материала прикрепляется подложка с особой структурой. Она предназначена для увеличения площади контакта отработанных газов с нанесенными сверху подложки металлами. В качестве них выступают:
- платина;
- радий;
- палладий.
Внутри каталитического нейтрализатора одновременно проходят две химические реакции. CO2 вместе с CHx окисляются и разлагаются на H2O и CO. В процессе реакции также образуются оксиды NOx. Под влиянием высокотемпературных режимов они распадаются на кислород и азот. В это время топливная смесь для прохождения реакции — 14.7 находится под контролем кислородных датчиков.
Используемого катализатора обычно хватает на пробег порядка 200000-250000 километров. Но в отдельных марках и моделях авто, например, в Сузуки Гранд Витара, это значение сокращается до 70 000 километров.
Горючая смесь
Для того чтобы нейтрализатор как можно скорее вышел на необходимую для его срабатывания температуру, в течение 30-40 секунд после холодного запуска происходит обогащение горючей смеси. В некоторых моделях машин для этой цели применяется включение насоса системы подачи вторичного воздуха. Он дает дополнительный воздух, что помогает быстрее нагревать отработанные газы.
Что может привести к поломке катализатора
Привести катализатор к выходу из строя могут разные причины. В их числе:
- использование высокооктановой бензиновой жидкости с присадками;
- высокий расход масла;
- применение бензина низкого качества, в котором содержится большое число серы;
- пропуски зажигания;
- слишком большой уровень залитого масла.
Нередко встречались случаи, когда мастера говорили, что проблема неисправности в моторе. На самом деле, она скрывалась в клапане ВКГ. При этом можно наблюдать, что всего на 1000 км пробега расходуется больше 2 литров смазочной жидкости. Перегорающие его частицы забивают ячейки катализатора, за счет чего тот преждевременно выходит из строя. Поэтому нужно периодически прочищать вентиляцию картерных газов.
Как происходит диагностика катализатора
В нашем случае речь пойдет о бензиновом моторе. За состояние каталитического нейтрализатора отвечает специальный датчик, носящий название “лямбда зонд”. Кислородных датчиков в авто может быть ни один, а два или сразу несколько. Но каждый из них имеет свое предназначение.
Тот зонд, который находится перед катализатором, используется для коррекции и точного смесеобразования топлива. Максимальный диапазон такой регулировки составляет -25%+25%. Средняя же величина составляет -10%+10%. Лямбда зонд, что размещен после нейтрализатора, используется для его диагностики и лишь частично влияет на смесеобразование.
Признаками неисправности могут быть:
- возникновение явного запаха серы, который появляется при забивании ячеек сетки;
- снижение эффективности фильтра и появление ошибок с кодом PO430, PO420, PO422, PO421;
- появление противодавления и позднего угла зажигания.
При полностью исправном катализаторе никакого уменьшения тяги автомобильного движка не наблюдается. Это характерно только в том случае, если в транспортном средстве не было никаких изменений. В качестве таких изменений может быть внедрение более мощного турбокомпрессора, отправляющего в отсеки двигателя значительно больше воздушных масс, которые после должны выйти вместе с выхлопными газами. В подобном случае выполняется установка нижней трубы с увеличенным диаметром без нейтрализатора.
Забитые ячейки катализатора заметно снижают мощность мотора, нарушают функционирование турбонагнетателя и сокращают срок его эксплуатации.
Как решить возникшую проблему
Если нейтрализатор все же перестал выполнять свои функции (частично или полностью), не стоит паниковать. Справиться с неполадкой можно любым из предлагаемых способов:
- установить обманку (чаще применяется механическая обманка, которая будет срабатывать только при работающем заднем датчике);
- поставить новый нейтрализатор, стоимость которого составляет от 1000 евро за штуку (прибегать к китайским аналогам не имеет смысла, так как ошибка PO420 все равно будет возникать);
- физически и программно удалить катализатор, а также заднюю лямбду.
Потребуется ли установка пламегасителя
В том случае, если мотор автомобиля дополнен турбонаддувом, то в установке пламегасителя нет особой необходимости. Турбокомпрессор сам выполняет его роль, обеспечивая снижение скорости отработанных газов. Звук выхлопа станет чуть громче.
Что касается атмосферных движков, то без пламегасителя не обойтись.
Провести диагностику нейтрализатора, заменить или удалить его помогут наши опытные специалисты. Чтобы обратиться к ним за помощью, позвоните по контактному телефону, который видите перед собой на сайте.